"Не более 15 вёрст в час..."

7 Июля 2021

Реклама автомобилей. Нач. ХХ в.

Трудно себе представить современный город, да и не только город, без автомобилей. Машины заполонили буквально всё. Жизнь современного человека невозможна без автомобиля, даже если у него его нет. Всё завязано на транспорте.

Автомобиль был изобретен в конце XIX века немецким конструктором Бенцем. Сложно поверить, но в провинциальной губернской Вологде первые машины появились уже в начале ХХ века, ещё до революции.

Надо сказать, что Вологда для того времени была, вообщем-то, современным городом: давно уже налажена телефонная связь, вдоль городских улиц тянулись электрические провода. И на оживленных улицах в центре среди крестьянских телег с лошадьми и ямщицких пролеток нет-нет, да и можно было увидеть с шумом проезжающее авто. И не только. В то время стали набирать популярность мотоциклы. Или, как их тогда называли, мотоциклеты.

Итак, согласно архивным документам в 1915 году в Вологде было зарегистрировано 4 частных автомобиля и 5 мотоциклетов. Наибольшее количество транспортных средств принадлежало Константину Сахарнову – это автомобиль неизвестной нам марки весом около 400 кг с двигателем мощностью в 1,5-2 лошадиные силы и два мотоциклета фирмы «Националь». А вот в распоряжении Николая Прибыткова находился автомобиль французской фирмы «Берлие», изготовленный в Лионе, мощность двигателя которого насчитывала целых 10 лошадиных сил, к тому же Прибытков имел свидетельство об окончании Московской школы шофёрных курсов. Вологодский купец Дмитрий Титов и присяжный поверенный Сергей Иванович Тихановский владели автомобилями фирмы «Форд» весом около 600 кг с двигателями по 8 лошадиных сил. Мотоциклеты были у Петра Дес-Фонтейноса (фирмы «Вандерер») и, что удивительно, у крестьян – Кузьмы Паргина из деревни Гуляево Вологодского уезда и Александра Мягкова из Кадниковского уезда.

Разрабатывались даже правила для автовладельцев - своеобразные дореволюционные ПДД. В архиве сохранился порядок движения по городу Вологде автоматических экипажей (автоматическими экипажами называли в то время автомобили).

В этом порядке оговаривается, что езда на автомобилях возможна только с разрешения городской управы. То есть в Управе нужно было получить на руки свидетельство. Также городская власть имела право устраивать периодически осмотр техники – техосмотр. Каждой автомашине даже присваивался номер, который, как написано в порядке, должен был быть прибит на задней стороне экипажа. Самовольная замена номерных знаков воспрещалась.

Прописаны обязательные требования к автомобилю: 1) должна быть тормозная система, как говорится в документе, «приспособление для моментальной остановки», 2) обязателен – гудок (т.е. звуковой сигнал), два белых фонаря спереди и один красный сзади и «приспособление, которое лишало бы посторонних лиц возможности пускать в ход экипаж во время отсутствия управляющего им». За этой витиеватой фразой мы видим, как сейчас бы сказали, противоугонное устройство.

Автолюбителям разрешалось ездить по всем улицам города, но со скоростью не более 15 вёрст в час. При переездах и поворотах движение должно быть медленное, причем автоматический экипаж должен держаться всё время правой стороны и не срезать углов. Разрешалась парковка вдоль тротуаров, в один ряд по направлению движения.

Отдельно оговаривалось, что автомобили должны подчиняться общим правилам движения по улицам – не забываем, что кроме автомашин на улицах было множество гужевого транспорта (повозок, пролёток, дрожек и пр.).

Например, в документе говорится, что «если приближение автоматического экипажа будет вызывать беспокойство у лошадей или других животных, то управляющий автоматическим экипажем должен убавить скорость и, в случае надобности, остановить экипаж и даже двигатель».

Впервые в начале ХХ века в документах мы видим слово шофёр. Причем писалось оно с двумя "ф". Позже это новомодное слово прочно войдет в обиход, а пока – диковинка. Кстати, слово шофёр пришло к нам из французского языка и переводится как истопник, кочегар. Дело в том, что первая техника – паровые двигатели действовали за счет горения дров или угля. Отсюда и пошло название профессии, предполагавшей приводить в действие какую-либо машину или технику.

Прошло более ста лет и, как бы сказали наши предки, автоматические экипажи заполонили улицы города, создавая пробки в час пик. Но как мы увидели в документе многие привычные для нас вещи, включая номерные автомобильные знаки, правостороннее движение, техосмотр и многое другое были придуманы ещё тогда, в те, как нам кажется, далекие годы.

Извозчик. Вологда. Нач. XX в.




КАУ ВО «ГАВО» © 2017| Все права защищены