День кораблестроения.

29 июня  2023 г.

День кораблестроения отмечается в Российской Федерации с 2017 г. Дата выбрана, потому что в этот день в 1667 г. был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского фрегата «Орёл». Между тем русская история имеет древние традиции как речного, так и морского судостроения, и Вологодская область не была здесь исключением.

В XVII и во второй половине XVIII вв. несмотря на спрос со стороны местных купцов и солеторговцев, в Вологде речное судостроение не было развито из-за отсутствия пригодного строевого леса.

Данный спрос удовлетворяли несколько центров местного судостроения: основной находился на Верхней Сухоне на территории современного Междуреченского района Вологодской области: села Мотыри и Шуйский городок, деревни: Дороватка, Нижний починок, Воробьево, Глухая, Кожуховица и Ихалица.

Вологодские мастера строили все основные типы речных судов, распространенных в России: насады и дощаники в XVII в., барки, полубарки, каюки, паузки и карбасы в XVIII – начале XIX вв. Стоимость судов варьировалась от 15 до 200 рублей. В качестве материалов для постройки использовались ель и сосна, иногда береза.

В 1781 г. появляется «Устав купеческого водоходства по рекам, водам и морям» в двух частях, который дал правовую базу, до этого стихийному не регулируемому судоходству. Первая часть Устава «О водоходстве» устанавливала правовые основы регистрации судов и найма экипажа, согласно ей избирался маклер, который записывал и регистрировал в специальных маклерских книгах все договора и сделки по судоходству.

В подтверждение этого в архиве имеется книга регистрации «купчих крепостей» на купеческие суда за 1784 г., которую вел вологодский судовой маклер, где содержится 52 «купчих крепости», выданных кораблестроителями вологодским купцам-судовладельцам.

                                                                                                                                                                                  Государственный архив Вологодской области